– Больше 100 тысяч результатов.
– Окей, Гугл: как делали выпускные альбомы в 1975 году?
– 8 результатов, 1975 – не найдено.
Но мы не Гугл, мы подняли семейные архивы, нашли фотографов и выпускников тех времен и восстановили весь процесс работы. Обо всем подробнее читайте ниже.
Обложка
В 1975 году формат альбомов еще не был широко распространен. Учащиеся на память получали виньетки формата 23*18 или больше, где были портреты всех одноклассников, классного руководителя и небольшие декоративные элементы.
В 80-е на фоторынке появляются папки и фотографы уже предлагают ученикам сделать не выпускное фото на память, а выпускной альбом. 99,9% всех обложек соответствовали золотому стандарту. Если вам попадется альбом 75-95 годов, то, вероятнее всего, он будет в красной обложке с золотой надписью. Это сочетание долгие годы ассоциируется со статусностью и значимостью. Вспомните, папки дипломов: краснодипломники – это отличники. Этот стереотип перешел и на выпускные фотоальбомы.
Что касается материалов, то чаще всего картонная основа покрывалась тканьвинилом с рифлением и наносилось горячее тиснение золотой фольгой. Реже встречались варианты из кожзама. Как видите, у выпускников не было такого выбора вариантов как сейчас, однотипное оформление не просто устраивало всех, но и нравилось.
Елена Колесникова, выпуск 1985 года, г. Краснодар
Фотограф просто показывал нам, как альбом будет выглядеть в итоге. Он не спрашивал, нравится нам это или нет, но никто и не протестовал. Такие папки были у всех, поэтому мы считали это красивым.
Портреты
Одинаковые однотонный фон, поза, мимика, композиция – так выглядели портреты в альбомах этих лет. Единообразие было признаком профессионализма.
Все портреты оформлялись в белые картонные прямоугольные, реже – круглые, рамки. На фоне их размещали ровными или почти ровными линиями. Общая композиция должна была казаться симметричной. Визуально все это напоминало доску почета.
Верстка
Представьте, что на дворе год из промежутка 1975-1990. Фотошопа нет. Как бы вы сделали такое коллажное фото? Вспомните уроки труда и аппликации из цветной бумаги: вырезаешь детали, клеишь на общий фон. Чем-то подобным в те годы занимались фотографы при «верстке» альбомов.
Все что вы видите на фото – это отдельные картинки. Их выложили на кусок ткани или бумаги и сфотографировали – как если бы фотошоп вышел за границы монитора в реальную жизнь. Декоративные элементы – это тоже отдельные фотографии или рисунки. Подписи сделаны от руки на бумаге. На фото выше даже видны направляющие линии для написания текста. Представьте, сколько навыков должно было быть у фотографов тех времен. Это вам не мышкой щелкать!
Сравните:
VS
Разница между этими фото 2 года. Фотограф, вероятнее всего, тот же. Только фон немного изменился, даже все «украшения» остались теми же. Конкуренции, тем более, в глубинках среди фотографов не было. Поэтому к креативности и изобретательству особо не стремились.
С 1980-х большее распространение получают альбомы. Состав был классическим: красная обложка, 1 разворот: главный портрет + виньетка. В оформлении появляется больше декоративных элементов. Они располагаются в несколько слоев – проводим параллель к современному фотошопу и понимаем, что базовые функции перекочевали в него из ручной работы.
Некоторые фотографы уже позволяют себе более расслабленную верстку, похожую на журнальную. Основным декором являются изображения архитектуры – местные достопримечательности, вьющиеся ленты, цветы.
В середине 90-х на страницы выпускных альбомов врывается цвет. Несмотря на то, что верстают коллажи уже на компьютере, законы жанра остаются теми же: рамки фотографий и архитектурный декор. Но меняется типографика, благодаря компьютеризации фотографы начинают экспериментировать со шрифтами. Особенно часто встречается курсив и контрастная обводка.
Юрий Кулиш, фотограф, снимает в школах с 90-х годов, Краснодар (Instagram, VK)
В 90-е и нулевые фотографы сами приходили в школы. В этот период существовал устный «договор» с директором, который означал, что в эту школу другой фотограф не допускался. Слово «договор» в среде фотографов произносилось с такой значимостью, как будто он действительно был напечатан на фирменном бланке школы с печатью, подписями и реально лежал в столе у директора. Это были хорошие, стабильные времена.
Но такая привилегия не означает, что каждый фотограф не старался сделать свою работу качественно.
Плюс того периода: если ты заезжал в «свою» школу, то работал там неделю, много часов в день. Всю аппаратуру, кроме камеры, оставлял в школе. Ещё это время примечательно тем, что в 90-х альбомы делал весь класс, заказывали все, а фото выбирал сам фотограф.
Дальнейшую историю выпускного альбома читайте в следующем материале.