Если вы проводите много времени за обработкой фотографий, пытаясь исправить неестественный цвет кожи, то вам точно следует прочесть статью фотографа Сергея Беликова. Ниже он рассказывает о том, как провести съемку так, чтобы постпродакшн занимал минимум времени.
Я уже больше 15 лет профессионально занимаюсь фотографией. Предлагаю обсудить тему чистого и грязного цвета на примере классической портретной или репортажной фотографии, не затрагивая творческие сознательные цветовые эксперименты или, например, концертную съемку, силуэты на закате и прочее. Будем говорить о красивых постановочных и репортажных портретах людей, где чистый цвет подразумевает нормально освещенные лица с естественным цветом кожи. Именно на это зритель обращает внимание в первую очередь.
Сейчас есть много подходов к фотографии: съемка только с естественным светом, съемка только с искусственным светом, съемка «как придётся» и другие. А еще множество тонировок и видов обработки фотографии. В итоге мы либо получаем простую фотографию с чистыми естественными цветами, либо, скажем так, творческую. К сожалению, большинство (не все) творческих тонированных фотографий идут именно от неумения получать красивый чистый цвет и потребности показать, что ты не просто нажимал на кнопку, а тщательно трудился, и вообще ты профессиональный фотограф.
С тонировками все понятно: многие фотографы продают готовые пресеты, которыми можно, как угодно покрасить фотографии. А вот с чистым цветом сложнее.
Про чистый цвет
Плюсы чистого цвета
Легкая и быстрая обработка фотографий,
достойное качество фотографий сразу без обработки,
не нужно ругаться с типографиями, обвиняя их в серо-зеленых лицах в напечатанных альбомах.
В результате всего вышеперечисленного мы получаем красивые фотографии, которые можно гарантированно упаковать в качественный продукт, легко и дорого продавать.
Минусы чистого цвета
При съемке надо чуть больше думать и прикладывать немного больше усилий, чем просто нажимать кнопку. Именно в этом еще и главный секрет чистого цвета – его надо получать сразу на съемке.
Важный момент: клиенты в большинстве случаев тоже хотят именно чистые естественные цвета на фотоснимках. Если у девочки голубое платье, розовые цветочки и светлое личико, то именно это (только желательно еще лучше) хочет увидеть ее мама на фотографии, а не зеленоватое платье, желтое лицо и бурые цветочки. Взвесьте все плюсы и минусы и сделайте свой выбор.
Про грязный цвет
Чтобы лучше понимать, что же такое чистый цвет, давайте пойдем от обратного: грязный цвет. Его мы получаем в сложных условиях смешанного света. Например, классический стресс школьных фотографов: обычный кабинет, зеленые или розовые стены, свет из окна, на некоторых окнах еще цветные жалюзи,а сверху флуоресцентные лампы. В таких условиях на детей с разных сторон падает совершенно разный по своей цветовой температуре и оттенку свет. И мы получаем некрасивые серо-желто-зелено-синие лица.
Или возьмем классику летней съемки в парке или в лесу. От зеленой травы, листьев идет такого же цвета паразитный рефлекс на модель. Мы опять получаем фотографии с лицами неопределенного цвета , потом мучительно пытаемся сделать из этого что-то красивое, ищем волшебные пресеты для лайтрума, гуглим «как получить чистый цвет в фотошопе», переводим в ч/б и т.д.
А чистый цвет на фотографии мы получаем при условии однородного света на лице модели. Однородный – значит максимально одинаковый по цветовой температуре свет. Это может быть свет из окна, фотофонарь, несколько источников света: вспышки, или, например, дневной свет с отражателем. Но это не смешанный свет!
Вернемся к школьной фотографии. Изначально мы можем оказаться в двух ситуациях:
подходящие условия с подходящим светом – дневной свет, улица, светлая студия, даже кабинет, но со светлыми стенами и хорошим освещением,
неподходящие условия – темновато, стены разного цвета, грязный смешанный свет.
И, к сожалению, второй вариант встречается чаще. В этих условиях, снимая просто на свою камеру вы всегда будете получать «грязные» фотографии. И важно, что ваши фотографии будут сильно похожи на фотографии родителей, которые снимают тоже на зеркалку или даже на телефон. За что им тогда платить фотографу? Да, у вас будут лучше ракурсы, а потом вы еще помучаете фотографию обработкой или переведете в благородный ч/б, но всё это лишь частичный выход из ситуации.
Решение проблемы: как получить чистый цвет в помещении и на улице?
Чтобы не работать с грязным смешанным светом, у вас обязательно должен быть свой свет. Свой импульсный свет. Самый простой вариант – это обычные накамерные вспышки в паре с синхронизатором. Прекрасно, если их будет несколько, это и запас по общей мощности и возможность создавать разные световые схемы. Далее в зависимости от текущих задач с ними можно использовать зонты, софтбоксы, снимать отраженным светом от потолка и прочее. Но самое главное – вы становитесь независимы от условий съемки. В любых условиях вы легко и гарантировано выдаете качественную вкусную картинку.
В уличной съемке возможность немного подсветить лица чистым светом вспышки избавляет вас от неприятных зеленых оттенков, а также может добавить фотографии объема, блики в глазах, сгладить некрасивые тени и прочие мелочи, которые не видны сразу, но от которых фотография становится более живой и красивой. Многие фотографы не понимают, зачем нужна вспышка на улице, ведь там и так много света. Но количество света – это всего лишь одна из его характеристик, есть направленность, мягкость, цветовая температура. С уличным светом вы можете лишь грамотно подстраиваться под него и окружающие условия. А если у вас есть свой свет, он дает вам возможность снимать и получать чистую картинку там, где вам хочется, а не там, где это возможно.
Разный свет вполне можно и комбинировать. Например, контровый свет или свет заднего плана может быть и холоднее, и теплее, что может даже сделать ваш кадр намного интереснее. Но именно однородный свет на лице даст нам красивый дорогой портрет с чистым цветом кожи, не требующим долгой обработки. А вот стандартная съемка в классе – дети сидят лицом к доске, с одной стороны свет из окна, а с другой стороны свет от ламп освещения, рефлексы от цветных стен и прочее – это пример плохого смешанного света, с которым и нужно бороться.
Вы можете любить или не любить искусственный свет. Но если вы его не любите, то скорее вы просто не умеете его «готовить». А если не используете, то сильно ограничиваете свои возможности по съемке. Надеюсь я убедил вас в том, что фотографу важно уметь использовать вспышки не только, когда света мало, но и просто для получения красивой картинки с чистым цветом.