Импульсный и постоянный свет позволяя профессиональным фотографам создавать разнообразные визуальные эффекты и управлять атмосферой снимка. Меня зовут Сергей Беликов, я школьный фотограф и автор обучающей программы для школьных фотографов. Я расскажу об особенностях, преимуществах и недостатках каждого типа освещения.
Зачем нам вообще свет, когда можно просто прийти в школу с камерой и творить? Затем, что вы профессионал. Профессионал – тот, кто выдает качественный результат в любых условиях. А вот условия в садах или в школах бывают порой совсем не фотогеничные: тёмные классы, цветные стены, смешанный свет – все это дает грязную некрасивую картинку, и, как результат, получаются фотографии, которыми не хочется восхищаться, и, которые сложно продавать.
А если еще вспомнить, что фотография – это «светопись», и свет — это инструмент, который формирует нашу картинку, то приходит осознание, что свет точно нужен. Сделать мягкий объемный портрет или харизматичный портрет с драматическими тенями, добавить жизни и объёма в кадр, пустив на волосы модели контровый свет, или раскрасить унылый серый фон цветным светом. Для всего этого нам нужен свет. Осталось понять какой.
Зачем нам вообще свет, когда можно просто прийти в школу с камерой и творить? Затем, что вы профессионал. Профессионал – тот, кто выдает качественный результат в любых условиях. А вот условия в садах или в школах бывают порой совсем не фотогеничные: тёмные классы, цветные стены, смешанный свет – все это дает грязную некрасивую картинку, и, как результат, получаются фотографии, которыми не хочется восхищаться, и, которые сложно продавать.
А если еще вспомнить, что фотография – это «светопись», и свет — это инструмент, который формирует нашу картинку, то приходит осознание, что свет точно нужен. Сделать мягкий объемный портрет или харизматичный портрет с драматическими тенями, добавить жизни и объёма в кадр, пустив на волосы модели контровый свет, или раскрасить унылый серый фон цветным светом. Для всего этого нам нужен свет. Осталось понять какой.
Разнообразие световых приборов колоссально. Но, во-первых, давайте всё сразу упростим и сведем многообразие к двум категориям: импульсному свету и постоянному свету. А во-вторых, будем ориентироваться на реальные съёмки и реальных фотографов. У большинства из которых нет миллионных бюджетов на команду осветителей, готовых таскать тяжеленные прожекторы из грузовика с техникой. Исключение – студийные съемки, где уже есть всё большое и мощное, которое вы берёте в аренду вместе со студией.
Сейчас нет глобальной технологической разницы между импульсным и постоянным светом. Ровная цветовая температура, высокий CRI и прочее – у всех современных источников со всеми этими параметрами всё хорошо. Со вспышками все было понятно и раньше, а постоянный свет еще и значительно прогрессировал в последнее время – он уменьшился в размерах, уменьшил энергопотребление, подешевел и стал мобильнее.
Выбирая свет для школьного фотографа, предлагаю основным критерием сделать компактность и легкость, чтобы всю технику, включая камеры объективы, стойки и свет можно было привезти в школу или куда-то еще, и это могли сделать самостоятельно один-два человека.
Хочу отметить важный момент перед обсуждением достоинств и недостатков различных источников. Помните, что свет это всё-таки просто свет. Импульсный он или постоянный. И тем и тем можно создавать красивые работы или портить фотографии неправильным использованием. И тот, и тот можно использовать с различными модификаторами – зонты, софты и прочее. В каких-то моментах они вообще могут быть полностью взаимозаменяемы. Но тем не менее у каждого вида света есть свои особенности, которые мы и обсудим дальше.
Сейчас нет глобальной технологической разницы между импульсным и постоянным светом. Ровная цветовая температура, высокий CRI и прочее – у всех современных источников со всеми этими параметрами всё хорошо. Со вспышками все было понятно и раньше, а постоянный свет еще и значительно прогрессировал в последнее время – он уменьшился в размерах, уменьшил энергопотребление, подешевел и стал мобильнее.
Выбирая свет для школьного фотографа, предлагаю основным критерием сделать компактность и легкость, чтобы всю технику, включая камеры объективы, стойки и свет можно было привезти в школу или куда-то еще, и это могли сделать самостоятельно один-два человека.
Хочу отметить важный момент перед обсуждением достоинств и недостатков различных источников. Помните, что свет это всё-таки просто свет. Импульсный он или постоянный. И тем и тем можно создавать красивые работы или портить фотографии неправильным использованием. И тот, и тот можно использовать с различными модификаторами – зонты, софты и прочее. В каких-то моментах они вообще могут быть полностью взаимозаменяемы. Но тем не менее у каждого вида света есть свои особенности, которые мы и обсудим дальше.
Импульсный свет
Импульсный свет – это вспышки: большие студийные моноблоки, обычные накамерные вспышки или даже средние варианты. Принцип работы у них одинаковый: нажал на кнопку, они вспыхнули на долю секунды.
Плюсы импульсного света (вспышек)
- Соотношение мощности и компактности. При сопоставимых размерах/весе, например, возьмём накамерную вспышку и небольшой фонарик: вспышка может выдать нам намного больше света. Для чего нам это дикая световая мощь? Да, для съемки одного портрета в полутемной комнате возможно нам хватит и свечки в руке. Но если мы снимаем портрет в классе, частично заполненным солнцем или вообще на улице? Мощности постоянного света тут не хватит (напоминаю, что берём сопоставимые по размерам/весу/цене источники). Или ещё частый вариант, где вспышки незаменимы: групповые фотографии, общее фото класса. Когда масштабность фотографии заставляет относить источники света дальше от моделей, а осветить требуется гораздо большую площадь. Тем более если это фотография, где дети стоят в несколько рядов, и чтобы все были в фокусе придется прикрывать диафрагму. Тут помогут только вспышки.
- Мобильность и независимость. Если мы говорим про мобильные вспышки, то им не нужны провода, они работают от аккумуляторов, и, что важно, заряда этих аккумуляторов хватает надолго. Вы пришли на съёмку, вам не нужны розетки, вы можете организовать студию в любом месте и отснять весь класс из тридцати человек и портретно, и группами. Да ещё и перемещаться с ними легко. Можно снимать ненавязчивый репортаж в классе, например. С постоянным светом такой вариант представить сложно.
- Универсальность. Вспышками можно снимать не только напрямую освещая модель, но и, например, отраженным светом от потолка, равномерно освещая большое пространство мягким светом.
- Не влияют на общую атмосферу вокруг. Если вдруг у вас полутёмная дискотека или торт со свечами в темноте, или красивый полутемный интерьер с подсветкой. То вспышкой вы может снимать так, как хотите, но для всех людей вокруг свет и атмосфера остается такой же. С постоянным светом вы кардинально все меняете, что иногда неприемлемо.
Минусы импульсного света (вспышек)
- Сложнее снимать, просто потому что результат не очевиден в процессе. Ты сначала снимаешь, потом смотришь, что получилось, потом поправляешь настройки, направления света и прочее, снова снимаешь, смотришь и т.д. И это еще спасибо современным камерам, на пленочных камерах такой возможности нет.
- Постоянная световая температура. Да можно надевать всякие корректирующие фильтры-пленки, даже совсем разноцветные. Но всё-таки сам свет от вспышки всегда одинаковый по цвету.
- Нельзя снимать видео. Это даже не минус, это просто факт.
Постоянный свет
Варианты мобильного постоянного света могут быть самые разные – от фонарика до достаточного большего источника. Какие-то могут работать только от розетки, какие-то от аккумуляторов. Многие новые источники света могут объединять в себе сразу несколько способов питания.
Плюсы постоянного света
- Наглядность. Какую картинку вы видите перед собой, такую и получаете в кадре. Это дает потрясающую гибкость и предсказуемость на съёмке – вам сразу видно, куда подвинуть свет, какой источник сделать слабее или сильнее и т.д. Особенно это важно для творческих съемок, в сложных условиях, где используются много источников, цветовые эффекты, дым, отражения и прочее. Тут даже опытные профессионалы часто выбирают постоянный свет. Хотя, конечно, всё всегда зависит от задач, возможности и условий. И уж тем более намного легче работать с постоянным светом менее опытным фотографам. Наглядность свето-теневого рисунка даёт фотографу большие возможности и для обычной съёмки и для творческих экспериментов. И учиться с постоянным светом тоже гораздо эффективнее.
- Можно снимать видео. Собственно, именно поэтому постоянный свет часто называют видеосветом. Снимаете ли вы интервью, театральную сценку или видео для оживающих фотографии – без постоянного света ваши технические и творческие возможности будут сильно ограничены.
- Можно менять цветовую температуру, делая свет холодным или теплым. Это позволяет легко и гармонично вписывать свой свет в имеющиеся световые условия для создания максимально естественной картинки. Или наоборот использовать эти возможности как творческий приём для создания более выразительных снимков.
- Доступно разноцветное RGB освещение. Это уже относится к художественным эффектам. И конечно это более удобно, чем дополнительные светофильтры, которые можно использовать со вспышками или простым постоянным светом. Но похожие эффекты возможно создавать с любым источником света, добавив цветные пленки или фильтры. Так что это скорее приятный удобный бонус некоторых моделей, а не кардинальный плюс.
Минусы постоянного света
- Соотношение мощности и размера. Как мы уже говорили, обычная накамерная вспышка даст гораздо больше света, чем сопоставимый по весу/размеру источник постоянного света.
- Ограниченная энергоёмкость. Несмотря на то, что у многих источников постоянного света есть возможность работы от аккумуляторов, на большие длительные съёмки их не хватит, а значит нужен доступ к розеткам. А это, собственно, и есть минус – поиск самих розеток, ограниченная мобильность, лишние провода там, где носятся дети и т.п.
- Влияние на человека в кадре. Наглядность света – это, конечно, плюс для фотографа, но минус для многих моделей, которым этот свет постоянно слепит глаза. Особенно, если свет яркий, а модели дети.
Итоги: какой свет выбрать и для чего
Можно провести аналогию с выбором объектива – взять «ширик» или «телевик»? Ими можно снимать один и тот же сюжет, но у них разные цели и задачи. И в идеале иметь и то и другое, а дальше вы должны исходить из того, какие съёмки у вас в приоритете.
- Если вы снимаете только фотографии, без видео, снимаете не только портреты, но и общие фотографии, репортаж и прочее – без вспышек вам не обойтись.
- Если вы снимаете видео, то не обойтись без постоянного света.
- Если вы снимаете только фотографии. Сама съёмка постановочная и в кадре всего один или несколько человек, то можно выбирать любой вариант, какой вам больше нравится.
- А еще можно использовать одновременно разный свет для просто и художественной съёмки, просто потому что у вас он есть разный.
Лично у меня в арсенале есть и вспышки, и постоянный свет. При этом вспышки для меня больше как универсальный коммерческий инструмент, а постоянный свет – про творчество или видео. Пробуйте разное, развивайтесь и снимайте, снимайте, снимайте.