Лента новостей

Как выбрать нишу в фотографии: истории фотографов

2024-02-22 20:27 Продвижение
Любое обучение по продвижению услуг фотографа начинается с того, что фотографа просят выбрать нишу. Часто у новичков это вызывает протест. В статье мы рассказываем, зачем нужна нишеваться. А наши фотографы-эксперты из разных областей делятся личным опытом о старте, конкуренции и заработке в разных фото-нишах.

Преимущества выбора ниши для фотографа

  • Конкретная целевая аудитория. Если у вас есть ниша, вы можете составить портрет своего клиента, найти его боли и потребности. Это начальная точка в вашем развитии. Когда вы понимаете, на кого рассчитаны ваши услуги/продукты, вы совершаете более эффективные целевые действия. Зашли в нишу школьного фото – понимаете, что продвигаться необходимо на аудиторию родителей и выпускников, которых интересуют репетиторы, вузы, профориентация. Выбрали свадебную нишу – понимаете, что ваша ЦА – молодые люди, которые находятся на этапе создания семьи, их интересует отдельное жилье, профессиональная реализация, планирование ребенка. Отталкиваясь, от этих интересов, можно разработать эффективный контент-план на несколько месяцев. Это похоже на плавание: у одного пловца поставленная техника, он совершает ограниченное количество движений, но быстро плывет; а другой много и часто машет руками, бултыхается, но плывет очень медленно.
  • Понятные конкуренты. Согласитесь, что изучать всех фотографов в вашем городе или только свадебных/семейных/детских/школьных – это разные задачи. На основе анализа конкурентов в конкретной нише вы можете понять свои сильные и слабые стороны. А в результате еще больше усилить сильное и доработать пробелы.
  • Рабочее УТП. Сделать уникальное торговое предложение можно только с опорой на рынок: необходимо понимать его состояние в конкретной нише и конкретной геолокации. На пересечении того, что предлагают ваши конкуренты, и того, что необходимо вашей аудитории, вы можете упаковать свои услуги в понятную продуктовую линейку. В ней должны быть прописаны преимущества и выгоды каждого предложения, что выделит вас среди других для потенциального клиента.
  • Эффективный маркетинг. На базе информации об аудитории и конкурентах, вы можете выбирать методы продвижения: платные и бесплатные инструменты соцсетей, онлайн и оффлайн реклама, Авито и другое. Вариантов очень много, но далеко не все будут работать в каждом конкретном случае. Поэтому без знания ниши и определенности, есть большой риск сливать бюджет и энергоресурс без пользы для дела.

Возражения против нишевания фотографа

«Не хочу ограничивать себя в творчестве». Если фотография для вас – это хобби, а не основной доход. То выбирать нишу и работать только в ней не обязательно. Но если фотография – это бизнес, основной источник дохода, то на первое место выходят финансовые цели. А в бизнесе необходимо позиционирование – это то, что идентифицирует вас, делает понятным для клиента и в итоге продает ваши услуги. Но это не исключает творчества из вашей деятельности, если любовь к макрофотографии никак не вписывается в бизнес-позиционирование, то оставьте его как увлечение, которое не нужно монетизировать – дело для души. Например, у нас есть несколько вариантов, которые помогут фотографу не выгорать творчески и сохранять любовь к фотографии.

«Если откажусь от какого-то направления, то потеряю деньги». Больше ниш ≠ больше заработок (есть одно исключение, о нем рассказываем ниже). Как мы уже рассказали в главе про преимущества, нишевание помогает выстраивать эффективный маркетинг, который кратно увеличивает продажи. Поэтому отказ от съемок всех направлений, сделает ваши действия по продвижению и росту продаж целевыми и результативными.

Как выбрать нишу в фотографии?

  1. Проанализировать рынок в вашем городе. Посмотрите, какие ниши представлены, оцените уровень качества работ и сервиса в каждой нише. Подумайте, как вы можете их улучшить, что нового можете предложить целевой аудитории.
  2. Изучить потребности аудитории. Проведите опрос в соцсетях, среди знакомых, спрашивайте при любой удобной возможности о том, как хотят сниматься люди, каких фотографов не хватает бизнесу. Потребности – основа продаж. Вы либо закрываете те потребности, что уже есть у аудитории, либо сначала работаете над тем, чтобы создать определенную потребность, а уже потом закрыть – это долгий и сложный путь. Поэтому стартовать лучше там, где есть пробел.
  3. Совместить результаты анализа с вашими творческими и финансовыми ожиданиями. С одной стороны: в чем нуждается рынок и клиент; с другой: как совместить это с вашими желаниями. Наложив одно на другое, вы можете сформировать свое уникальное предложение, единственное на вашем рынке. Таким образом вы получите сильный старт и быстрый «сарафан».

Когда уместно не ограничиваться одной нишей?

Если вы работаете в небольшом городе или поселке, то нет смысла нишеваться. У вас может просто не быть клиентов под ту нишу, которую вы выберете. А при съемке в разных жанрах и направлениях вы можете стабилизировать доход независимо от сезонов.
Екатерина Рашевская, фотограф
Я работаю в небольшом городке Ростовской области Донецке. Население здесь около 40 тысяч человек. Рабочих мест очень мало, основная часть населения – это пенсионеры. Работающие люди ездят по вахтам, либо переезжают в большие города. Поэтому здесь работать в одном направлении очень нерентабельно. Например, таким направлением как ньюборн я даже не стала заниматься, потому что такой вид съемки востребован всего пару раз в год. В основном люди заказывают фотографа на свадьбу, дни рождения, семейные съемки на природе и крещения. Еще востребованы выпускные фотокниги в школах.

Свадьбы – с июня по октябрь, выпускные альбомы – с октября по май, дни рождения – круглый год. Моя работа сразу в нескольких направлениях позволяет мне зарабатывать более или менее стабильно. Так как город небольшой меня продвигает сарафанное радио, клиенты передают мои контакты друг другу и особой надобности раскручивать мои услуги у меня нет.

Что говорят фотографы о своих нишах

Рекламная фотография

Евгений Ардонский, рекламный фотограф, арт-директор
Личная история
Я учился в художественной школе девять лет, получил корочки и никогда в жизни больше не рисовал. Но у меня осталось понимание о цвете, форме, фактуре объектов, о сочетании этого всего. Меня очень заинтересовал импрессионизм. Я начал разбираться в нем и нашел интересную мысль: художники, которые рисовали в этом стиле, понимали цвет и заранее продумывали настроение, которое будут создавать с помощью цветовых пятен. То есть, все знают, да, что красный цвет — это очень активный цвет, он используется в рекламе, в заголовках. Черный цвет — более строгий, спокойный, используется в премиальном сегменте. Цвета вызывают определенные эмоции. Я поняла, что используя эти знания, можно решать стандартные задачи оригинальными способами, а точнее – можно решать бизнес-задачи через творчество. Но перед этим я снимал портреты, вечеринки, предметку, звёзд. А уже потом с большим портфолио и кредитом доверия, так как работа с селебрити повышает твой статус, я пришел в рекламную съемку брендов.

Важные штрихи
В рекламной съемке очень важно уметь представлять свои работы. Их необходимо преподносить клиенту не с позиции «Смотрите, какие классные фотки, какой тут свет, ракурс», а с позиции «Передом мной стояли определенные проблемы ваших клиентов, вот так я их решил с помощью своих работ». Потому что результаты вашей работы оцениваются не красотой фотографий, а численными показателями по факту их публикаций.

Еще в рекламной съемке нельзя работать шаблонно. Это прямой путь к выгоранию и отсутствию роста. Техническое задание заказчика нужно интерпретировать через свое видение. В этом есть и творчество, и развитие, и рост заработка.

Конкуренция
Конкуренция в этой нише высокая, но бояться ее не стоит. Когда есть конкуренты, ты знаешь, куда тебе нужно расти. Но на самом деле в творчестве никто друг другу не конкурент. Потому что один и тот же сюжет на одной и той же площадке два фотографа снимут по-разному. Поэтому когда фотографы закрываются в себе, не делятся тем, что знают, чему научились, не объединяются – я думаю, что это не то направление, куда нужно всем двигаться. Нужно создавать большие комьюнити, поддерживать друг друга, помогать решать проблемы, делиться опытом. И только тогда произойдет рост, который даст всем шанс прийти к чему-то большему.

Старт
Стартовать в этой нише не тяжело, но интересно. В рекламную фотографию проще всего попасть, знакомясь с людьми. Но перед этим нужно пройти определенный путь: портфолио, стратегия, уверенность, стрессоустойчивость, насмотренность. Если есть какие-то сомнения «будет ли тяжело, смогу ли я», – возможно еще не время. Не хватает знаний, уверенности, нужно над собой работать, но не нужно бояться каких-то неудач. В следующий раз такую же ситуацию ты решишь за доли секунды и уже н вынесешь из нее совсем другие выводы.

Цены
Коммерческая съемка брендов всегда оценивается высоко. Три года назад средняя стоимость фотосессии без ретуши для бренда варьировалась в диапазоне от 70 до 140 тыс. руб.

Нью-борн фотография

Настасья Сергеева, фотограф нью-борн
Личная история
Фотографией я занимаюсь более 13 лет, но в коммерческую съёмку пришла в 2017 году и именно с ньюборн. Сколько себя помню, я всегда тянулась к детям. Ещё в беременность старшей дочерью я хотела пойти на мастер-класс по ньюборн, но не получилось, а желание осталось. Затем жизнь сама меня ввела в это жанр: посмотрела серию интервью с ньюборн-фотографами, а потом родила тетя близкой подруги и попросила поснимать ее малышку. Это не было еще классической ньюборн-фотосессией. Я видела позировки, но не умела их выполнять и боялась «скручивать» малышку без опыта. Потом ещё одна знакомая ждет малыша и заранее просит фотосессию. Я решила, что пора учиться, и тут случилась любовь. Я тут же заказала необходимый реквизит, сделала сайт и начала снимать. Сначала бесплатно для портфолио, но достаточно быстро стали появляться и коммерческие заказы.

Важные штрихи
Основной плюс ниши – это эмоции. Мамы на гормонах после родов, обычно от них исходит невероятная энергия! Люблю неспешный ритм съемки. Поскольку я провожу фотосессии дома у клиентов, мы не ограничены студийным временем и спокойно создаем шедевры в ритме малыша.

Фотограф ньюборн не просто снимает красивые открытки, он сохраняет память о первых днях жизни малыша, которые пролетают очень быстро и никогда уже не повторяются. Это ли не чудо?

Конкуренция
Ньюборн – относительно новый для нас жанр съемки, в России он существует около 10 лет. Безусловно, конкуренция есть, и довольно высокая. Но, в то же время, всё ещё полно возможностей выделиться среди других фотографов.

Старт
Сейчас, пожалуй, стартовать в этой нише стало намного проще: всё больше родителей хотят запечатлеть первые дни жизни своего малыша и, в целом, все более лояльно настроены к подобным фотосессиям. Обучение тоже стало доступнее: многие фотографы открывают свои онлайн-школы, курсы. Достаточно много «живых» мастер-классов. Как говорится, открыты все двери, было бы желание!

Цены
Уровень заработка у ньюборн фотографов очень разный, как и в любой другой нише. Зависит и от региона, и от опыта, качества используемого реквизита, работает ли фотограф с выездом на дом или в собственной студии, сколько кадров включено в пакет съёмки и есть ли фотокниги и другая печатная продукция. У меня сейчас цены на ньюборн-съёмку от 12 тыс до 24 тыс руб.

Школьная фотография

Ада Майская, франчайзер и основатель бренда выпускных альбомов Woodbook
Личная история
Я не выбирала нишу, это как-то само вышло, мне предложили поснимать выпускную группу, потому что ребятам не понравился университетский фотограф. А после я предложила им сделать альбомы, от них получила сарафан и дальше уже пошли заказы на альбомы

Плюсы и минусы ниши
Главный плюс в нише – это деньги, на альбомах действительно есть возможность хорошо зарабатывать. Второй плюс – это работа с выпускниками. Если ты экстраверт и тебе интересен этот вайб, ты всегда в курсе новых трендов, любишь ежедневные тусовки на съемках – то ниша тебе подходит. Но это же и минус, если ты не любишь подростков, то не стоит идти в это направление.

Еще один из больших минусов в этой сфере как в фотобизнесе: ты заключаешь договор с одним, а ответственность перед 30 или даже 60 человек (это выпускники и их родители, как правило, мамы). Вот с мамами частенько бывают проблемы, здесь претензии могут даже за 10 лет никогда не повториться. Например, родительница звонит и спрашивает: «Почему у моей дочери такая короткая юбка? вы как фотографы должны были это видеть!» Аргумент, что вы сами готовите детей к съемке, а не мы выбираем что им надеть, – не устраивает заказчика и он может из всего это сделать огромный скандал. Вот если вы не готовы выслушивать такие абсурдные претензии, то лучше не идти в сферу выпускных альбомов.

Конкуренция
Сложно говорить про конкуренцию, здесь нужно понимать, на какую целевую аудиторию направлены коллеги. Большинство новичков в этой сфере направлены на ца выпускников, мы ориентируемся на родителей. Поэтому мы не чувствуем конкуренции, мне кажется даже прикольно, что есть такой разный выбор, в зависимости от того, кто принимает решение заказывать альбомы.

Старт и заработок
Стартовать не тяжело, если знаешь стратегию старта. Мы успешно стартовали в каждом из наших 20 городов франшизы и сразу же начали успешно работать.

Тяжело ли работать в одиночку, без поддержки и команды - 100%, Но если школьный фотограф выполняет функцию менеджера, сммщика, ретушера, дизайнера, фотографа, человека, который отвечает на возражения родителей, доставщика альбомов, то это очень тяжело. Он распыляется на всё это и я, если честно, не вижу даже смысла такой жизни, когда ты постоянно 24/7 как маленькая лошадка. Денег от этого больше не будет точно, потому что чисто физически больше 100 классов за сезон взять невозможно. А если ты работаешь с командой, то уровень заработка можно делать до миллиона рублей.

Контентная фотография

Екатерина Мирошникова, контент-фотограф
Личная история
Моя история началась с работы в журнале моей сестры Women’s club, где я была просто ретушером. А в 2015 году, когда я купила свой первый фотоаппарат Canon 5D Mark II на деньги, которые были подаренные мне на свадьбу, я начала фотографировать сама. Изначально я не выбирала нишу и снимала все подряд. Перепробовав все направления в фотографии, я углубилась в портретную съемку девушек и fashion-съемку. Снимала для иркутских журналов. В 2017 году летала на показ мод в Италию, как штатный фотограф. Открыла свою студию, которую впоследствии продала. И мой путь в фотографии наращивал свои обороты. А с началом пандемии, люди стали по-другому относиться к фотографии и заказов стало меньше. И я решила немного модернизировать свою нишу, начала снимать людей для их бизнеса, чтобы помочь в их развитии. Люди с помощью контента выходили на новый уровень жизни и дохода.

Плюсы и минусы ниши
Главный плюс в нише – это деньги, на контент-съемках действительно можно хорошо и стабильно зарабатывать. Второй плюс – это работа с разными людьми из разных сфер. Общение и знакомства с разными личностями, профессиями - это всегда круто!

Конкуренция
Конкуренция в данной нише присутствует, но даже не между фотографами, а с мобилографами. Сейчас вошла в моду мобильная фотография, которая проще, удобнее и быстрее, с одной стороны. Но с другой, ты не получаешь той глубокой картинки, какой хотелось бы.

Старт и заработок
Стартовать в нише не тяжело, если знаешь стратегию и основу этого бизнеса, и у тебя есть деньги на минимальный набор техники. Но если контент-фотограф выполняет функцию менеджера, сммщика, ретушера, стилиста и самого фотографа в одном лице, то это очень тяжело! Ты распыляешься на всё это и быстро выгораешь! Когда ты работаешь в одиночку, то у тебя есть всегда потолок в заработке, который ты не перепрыгнешь, даже если ты работаешь 24/7. А если ты работаешь с командой, то уровень дохода можно делать от 500 000₽ до нескольких миллионов рублей. Но в команде тоже нужно уметь работать.

Анималистика

Джамила Агаева, фотограф-анималист
Личная история
Долгое время я искала свое дело, которое позволит получать удовольствие и не станет рутиной. Фотографировать начала еще с детских лет, использовав большое количество пленки своего любимого Зенита. Затем пробовала мыльницы, полароид, пока не пришло время учиться и работать. Творчество ушло на второй план. Потом параллельно с работой в офисе, решила вернуться к фотографии, купив первый простой Canon 400d с китовым объективом. В тот период я снимала всё подряд: людей знакомых и не очень, цветы, любимую кошку. В силу своей застенчивости и не сильной общительности со съемкой людей мне было сложно, но я заметила, как мне было интересно снимать животных и птиц. Тогда я наткнулась в жж на легендарную Tess и её шикарные снимки кошек. Меня это вдохновило очень сильно, я даже представить себе не могла, что существует такой вид съемки. С этого всё и началось и продолжается до сих пор.

Безумно люблю фотографировать кошек и собак, постоянно узнаю что-то новое о них. Мне нравится, что животные не притворяются, не пытаются что-то изобразить или быть смешными. Для меня важно показать личность и характер моей модели, не забывая о красоте.

Плюсы/минусы ниши
Фотографы-анималисты работают в разных направлениях: это фотопрогулки питомца с хозяином, студийная съемка, съемка на однотонных и художественных фонах, фотосъёмка для питомников, пиар-съемка для пристройства брошенных животных и т.д. Я специализируюсь на фотосъемке котят и щенят в породных питомниках для их последующей продажи. В такой съемке важно показать будущим владельцам особенности породы и отразить характер питомцев.

Также я помогаю в пиар-съемках для пристройства бездомных животных, так как качественные фотографии значительно увеличивают шансы найти новых добрых хозяев. Часто хозяева снимают своих любимых питомцев просто для себя, а также чтобы был красивый качественный контент для соц.сетей.

Со стороны может показаться, что фотосъемка животных – это мило, прекрасно и просто. Соглашусь с тем, что это действительно мило и прекрасно, и это плюс в моей работе. Во всём остальном, это весьма серьезная работа. Необходимо учитывать особенности: умение обращаться с животными, видеть правильные ракурсы, обеспечить безопасность, стерильность работы.

Необходимо подготовить животное, чтобы оно выглядело таким, каким хотелось бы его видеть на фото. Чистым, расчесанным и, самое главное, довольным, так как я не разделяю мнение, что всё можно подправить в фотошопе. Это уже не настоящее.

Наверное самым большим минусом является то, что не все хозяева любят своих животных. Мне приходилось сталкиваться с больными животными, которых держали в грязных клетках. Ужасов я насмотрелась, когда начинала, сейчас уже есть чуйка, с кем лучше не работать, кто не хочет что-то делать хорошо.

Конкуренция
В Москве конкуренция большая, как и в Санкт-Петербурге, но в небольших городах специалистов не хватает или совсем нет, но там и не так востребована услуга.

Но как в любой сфере услуг, у каждого клиента свой специалист. У меня есть владельцы животных, с которыми мы уже работаем по 8-10 лет и я очень ценю эту преданность.

Старт
Стартовать в нише не тяжело. Если есть цель, ресурсы, любовь к животным, то всё вполне быстро реализуемо. Сейчас уже полно МК, частных занятий у фотографов, где тебе всё разрежут на кусочки и положат в рот. Лет 12 назад было сложнее, приходилось информацию откапывать тщательно. Хотя основа любого успеха в оттачивание мастерства – практика. Я и по сей день узнаю что-то новое, изучаю психологию животных, поведение и т.д.

Цены
Тут огромный разброс, зависящий от разных нюансов: опыт фотографа, подвид съемки животного или животных, локация, включенные услуги (фотокнига, подбор одежды, если это совместная съемка хозяина и животного, аренда студии). Начинающий для портфолио вообще может бесплатно снимать, я так начинала десять лет назад. Или, например, для коммерческой съемки в питомнике – стандартная стоимость, но для пиар съемки пристройства – очень символическая. По Москве прайс начинается от 4 тыс рыб за час съемки. Также в моем направление, есть сезонные моменты, когда съемок меньше (август) и когда их очень много (ноябрь, декабрь).

Фуд-фотография

Алёна Синицына, фуд фотограф
Личная история
В нишу пришла случайно. Однажды попробовала дома сфотографировать бургер на простенькую зеркалку. Мне понравился результат, я решила поковыряться в инсте – а вдруг кто-то еще что-то подобное снимает. С удивлением поняла, что это отдельная ниша в которой есть профи, которые настолько классно снимают, что мой бургер рядом не стоял. Решила разобраться, в чем там дело, начала снимать еду и неожиданно втянулась. Через два месяца после первых попыток снимать у меня появился первый заказ, и я поняла, что на этом можно еще и зарабатывать. И с тех пор так и живу – совершенствуюсь, работаю, фуд-фотография из хобби и подработки вылилась в полноценную профессию.

Плюсы/минусы ниши
Плюсы – это очень интересная работа, огромное разнообразие задач и заказчиков, постоянно учишься, есть разные ниши даже внутри узкой специализации и много путей развития. Хороший профессионал может отлично зарабатывать, постоянно остаются со съемок приятные вкусные бонусы и гостинцы от заказчиков.

А еще в нашем московском коммьюнити фуд-фотографов отличная атмосфера. Мы относимся друг к другу не как конкуренты, а как коллеги – выручаем друг друга реквизитом, делимся заказами если сами заняты, спрашиваем совета, рассказываем о недобросовестных заказчиках. У нас бывают мероприятия и корпоративы, которые мы сами себе организовываем, и есть ощущение общности несмотря на то, что по факту все мы фрилансеры и работаем сами на себя.

Минусы – приходится возить с собой большое количество оборудования. На портретную съемку фотограф может поехать с камерой в сумке на плече, я же вожу огромный чемодан со своим светом, штативами, стойками, софтами, фростами и тд. Плюс сумка с твердыми фото-фонами – каждый фотофон весит от 5 до 10 кг; плюс реквизит – еще одна сумка с текстилем, досточками, всякими симпатичными съемочными атрибутами. Плюс иногда посуда – еще одна сумка весом иногда до 30 кг. Едешь на съемку с доверху забитым багажником, каждый раз просишь кого-то помочь разгрузить все это хозяйство. Каждый раз вещи нужно собирать под конкретную задачу по тз дома, потом загружать в машину, потом разгружать; смонтировать свет, все разложить. После съемки все собрать, загрузить обратно, дома разгрузить и разобрать.

Также минус – это захламленный реквизитом дом. У меня нет ни одной свободной стены дома – везде шкафы с посудой, полки, на лестнице метровая стопка фонов. Мечтаю об отдельной студии, чтобы собрать все это туда и перестать жить в бардаке.

Конкуренция
Я начала снимать в конце 2016 года, тогда начинался расцвет ниши, все постигала в процессе опыта. Сейчас же – куча школ и обучающих курсов, которые выпускают много рвущихся в бой молодых фотографов. Но тем не менее, опыт хорошо работает на вас – люди часто приходят снимать свой продукт, увидев аналогичный в вашем портфолио.

Старт
Стартовать в нише фуд-фото не очень сложно – купил камеру и тренируйся дома на здоровье. А вот добиться признания и уважения коллег, набраться опыта, набрать пул постоянных заказчиков – непросто и времязатратно. Нет ничего невозможного, если очень захотеть и приложить достаточное количество сил, но работать придется очень много.

Цены
Уровень заработка зависит от опыта, от портфолио, от навыков общения с заказчиками, ну и от самооценки конечно же. Средний ценник часа опытного фуд-фотографа в Москве – 5-7 тыс руб, вилка ежемесячного дохода бывает от 200 до 500 тр. Есть люди, кто зарабатывает больше, но это уже ближе к рекламной фотографии.

Свадебная фотография

Руслан Шафигуллин, свадебный фотограф
Личная история
Начну с того, что меня всегда тянуло работать с людьми! И однажды я решил рискнуть и превратить свое хобби – фотографию в полноценную профессию, а это в свою очередь позволило попробовать свои силы в свадьбах. И вот уже восьмой год я безмерно счастлив от того, что выбрал эту деятельность и свадебное направление.

Плюсы и минусы
Каждая свадьба для меня – это маленькая жизнь, поэтому заскучать тут точно не получится! Работа на одном из самых радостных и значимых дней для людей, да ещё и приносящая хороший заработок, что можно еще желать?

Свадебная ниша – один из самых стабильных и объемных рынков в фотографии. Здесь можно заработать. Но и потратиться тоже есть куда (отнесем это к минусам): техника, реклама, личный бренд, творческие съемки и тд

Также не надо забывать, что свадебный фотограф – это не только фотограф, но еще и стилист, визажист, организатор, психолог, даже видеограф в одном лице. И бывает так, что не каждый может выдержать всю серьезность мероприятия, которая требует от фотографа ответственности, пунктуальности, терпения и дальше по списку.

Конкуренция
Как и везде, очень высокая. Фотография стала общедоступна, люди хотят и пробуют работать на свадьбах. Но стоматологов тоже много, однако, меньше работы у них не становится. Как по мне, нужно просто делать свою работу хорошо, вдохновляться и любить своего клиента!

Старт
Сейчас клиент действительно требовательный и начинающий специалист должен сразу делать качественный результат. У него нет времени на раскачку. Как этого добиться за короткие сроки? Учиться, правда много учиться! Развивать насмотренность, следить за фотографами, чьи работы привлекают и искренне полюбить это дело! Тогда у вас есть все шансы стать успешным свадебным фотографом.

Уровень заработка
Заработок сильно зависит от работоспособности (сколько человек может снять без потери качества) и его востребованности. Я думаю, что средний свадебный фотограф в большом городе (например, Санкт-Петербург) зарабатывает в районе 150-300 тыс руб, но все это очень индивидуально.
Выбор ниши — это стратегическое решение, которое может значительно повлиять на карьеру фотографа, помогая ему выделиться на рынке, увеличить доход и создать сильный личный бренд. Расскажите, в какой нише вы работаете, почему выбрали именно ее.